В центре внимания 2015

«В центре внимания» (Spotlight) — американский фильм режиссера Тома Маккарти, основанный на реальных событиях, связанных со скандалом вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, произошедших в Бостоне в 1990-х — 2000-х годах. Сценарий написан Маккарти совместно с Джошом Сингером.
Этот фильм не столько о развращенности священников и о преступлениях института церкви, сколько о настоящей, классической журналистике, которая уже изжила себя. Фильм о профессионалах своего дела, о поиске правды и ее разоблачении, о расследованиях и трудностях, связанных с ним в лице «подколпачного» и слепого общества, противостоянии профессиональной этики и общественного долга.
Картина рассказывает о журналистском расследовании газеты «The Boston Globe», в ходе которого выясняется, что многие священники бостонской митрополии растлевали детей на протяжении нескольких лет и безнаказанно переводились из одного прихода в другой. Журналисты располагают сведениями о тринадцати священниках, позже эта цифра вырастает до восьмидесяти семи. После публикации сенсационной статьи количество священнослужителей, уличенных в преступлениях увеличивается почти до трех сотен. При том факте, что в Бостоне около полутора тысяч священников. Становится известно, что кардинал Бернард Лоу знал об этих инцидентах и сознательно скрывал факты деяний.
Фраза в титрах «Основан на реальных событиях» — не украшение. В истории США действительно был такой случай. В 2001 году отдел газеты «The Boston Globe», который занимался серьезными многомесячными расследованиями, заинтересовался историей, у многих вызывавшей сомнения: сюжет о священнике, серийном педофиле, которого покрывала церковь. Последствиями такого решения, естественно, становится конфликт и судебные разбирательства с католической церковью, которая имела чрезвычайную влиятельность и популярность в городе. Когда репортеры взялись за дело и начали опрашивать юристов и жертв, то очень быстро выяснилось, что таких случаев в Бостоне не один десяток, а преступники не понесли никакого наказания.
Сценаристы и сами, можно сказать, провели расследование, собирая факты, чтобы как можно достовернее воссоздать историю. За картину, прославляющую журналистский труд, режиссеры получили восторженного кинозрителя и победу в гонке за «Оскара».
«В центре внимания» можно назвать старомодным, но это не классический Голивуд, где журналисты обычно изображались циниками и хитростными личностями, готовыми ухватить новость всеми руками и ногами; после Уотергейта появляется новый образ журналиста-идеалиста, который борется за идею, представляет собой охотника за правдой.
Дух картины выдержан в стиле родоначальника жанра, «Вся президентская рать», с его несмолкаемыми стационарными телефонами, мятыми рубашками журналистов, коллегами-всезнайками, планерками, которые вершат повороты сюжета, блокнотами, исписанными вдоль и поперек, бессонными ночами и полным отсутствием личной жизни самих журналистов. Это кино о профессии, о бесконечной центрифуге журналистской жизни.
В самом начале картины Маккарти делает акцент на том, что все жители Бостона, включая самих журналистов, приверженцы католичества, исключением является новый редактор-еврей, на что тоже делается акцент и не раз. Эта особенность показательна, так как разоблачения коррумпированного института церкви, целой системы, помимо того, что ее субъекты являются еще и педофилами, — это гол в свои ворота. Мартин Бэрон — чужак, и в маленьком городе, который он всполошил, ему места нет; что показывает диалог Питера Колина и Робби в баре.
Сокрытие преступлений церкви здесь вменяется в ошибку каждому; по ходу сюжета герой Китона выясняет, что в его школе, которая находится прямо напротив редакции, тоже был преступный падре; герой д’Арси Джеймса обнаруживает, что за углом его дома уже долгое время живет педофил. Друг Робби, Питер Колин, признает человечную грешность кардинала, но считает это невесомым и не заслуживающим осуждения из-за пары «паршивых овец». Адвокатская этика и душевные терзания, которые идут вразрез с их профессионализмом. Это общая слепота, которая так резко сменяется прозрением, приводит к рушению идеалов, что особенно заметно у героев Руффало и МакАдамс. Крупица пафоса в речах нового редактора Бэрона и журналиста Робби, в поступке Джима Салливана.
Показательны кадры, на которых церковь находится рядом с детской площадкой, особенно когда ты уже в курсе событий; когда герой Руффало, сводя скулы, смотрит на детский хор в церкви; когда на фоне работы журналистов поет тот самый детский хор — будоражащая сознание атмосфера. Признающий свои «увеселения» старый священник, подробно рассказывающий героине МакАдамс, как он развлекался с мальчиками, и его сестра, загоняющая его в дом, чтобы не сболтнул лишнего. Роняющие скупые слезы взрослые, бывшие жертвы насильников; бабушка, читающая изобличающую статью, с трясущимися руками и влажными глазами просит внучку принести стакан воды. Это не может не тронуть.
«В центре внимания» не выходит за рамки жанра и остается драмой, над которой надо бы поплакать… Но слезы сменяются ностальгией и какой-то слабой улыбкой, когда видишь полные свежих стопок грузовички, один за другим везущие разоблачение в бостонский мирок, еще мирно спящий и который вот-вот разорвет телефонные линии редакции.
Эта кинокартина действительно заслуживает своих наград. Два часа, которые окунут в мир настоящей журналистики с огромными архивами в подвалах и длительными расследованиями, своеобразными приключениями и душу терзающими моментами; это разговорное кино, где почти нет наигранности, после просмотра которого останется легкий осадок горечи вперемешку с приятным ощущением свершившейся справедливости, толикой осознания непримиримости некоторых вещей.
«Иногда легко забыть, как часто приходится двигаться на ощупь в полной темноте, и когда вдруг включается свет, кажется, многое можно было предугадать».
(Мартин Бэрон)

рейтинг кинопоиска: 7.469
IMDb рейтинг: 8.10 (297 282 )
оригинальное название: Spotlight
год: 2015
премьера: 3 сентября 2015
время: 128 мин.
слоган: «Читай между строк»
страна: США
бюджет: $20 000 000
актёры: Брайан Д’Арси Джеймс, Даг Мюррэй, Джин Аморозо, Джон Слэттери, Елена Стайтелер, Лив Шрайбер, Майкл Китон, Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс, Стэнли Туччи
режиссер: Том МакКарти
награды: Лучшая женская роль второго плана, Лучшая мужская роль второго плана, Лучший монтаж, Лучший режиссер, Лучший сценарий, Лучший фильм

Смотрите также:

Теги: 2015, США

Об авторе Admin