Мир Дикого Запада (сериал 2016 – …)

Уже несколько лет, как стало ясно, что все сюжеты «для людей» из кинотеатров перебрались на экраны телевизоров, уступив в неравной борьбе бессюжетному аттракционному кино, построенному по приключенческому шаблону и акцентирующему внимание зрителя исключительно на красивой картинке, да сложных экшн-сценах. А вот хорошему сценарию в кинопрокате уже не место, он может пригодиться там, где борьба идёт за награды, фестивали и мнение критиков, на поле искусства, на поле же зрительских симпатий битва проиграна, и даже на именитых режиссёров идёт в сотни раз меньше людей, чем на именитые франшизы. На телевидении же большой бюджет пока, к счастью, невозможен. Самые дорогие серии «Игры престолов» обошлись создателям во что-то около $20млн., что для большого кино в Голливуде — бюджет авторского, а порой и артхаусного фильма. Также весьма популярные «Настоящий детектив» или «Фарго» тоже явно не претендуют на звание блокбастеров. Но зритель смотрит, причём с удовольствием, потому что ему нужна история. Вот и «Мир Дикого запада», говорят, целиком обошёлся создателям в $58млн. (порой кажется, что больше) за девять часовых и одну полуторачасовую серию.
Одним из главных факторов в благополучном восприятии зрителем сериала является целостность сюжета. И в уже упомянутом «Фарго», и в «Настоящем детективе» вы на протяжении одного сезона наблюдаете единую картину, не раскрывающуюся перед вами вплоть до финальной сцены последнего эпизода. Иначе говоря, нет ни случайных сцен, ни случайных персонажей, ни случайных сюжетных линий и поворотов. Всё взаимосвязано, всё имеет смысл только в совокупности со всем остальным. Такие сериалы — система, по определению система — это совокупность объектов, которые вместе обретают новый смысл (лес — совокупность деревьев, по отдельности лесом не являющихся).
Но если в «Фарго» в основе лежало уже готовое произведение, выдающийся фильм братьев Коэнов, а весь первый сезон «Настоящего детектива» был сперва написан одним сценаристом, а затем был поставлен одним режиссёром, то в случае с «Миром Дикого запада» за целостность стоит благодарить Джонатана Нолана. Да, он не единственный продюсер сериала, есть тут и Джей-Джей Абрамс, не зря человек в своё время «Lost» делал, но всё же Младший брат Кристофера Нолана тут выступает (вместе с женой) в роли создателя сериала. Помимо фильмов Кристофера, Джонатан ничего особо известного не сделал (хотя, изначально сценарий «Интерстеллара» предназначался Стивену Спилбергу, а сценарий фильма «Memento» вырос из оригинального рассказа, написанного Джонатаном Ноланом). В «Мире Дикого запада» Нолан выступил не только продюсером и создателем сериала, он ещё и сценарист большей части серий, и режиссёр пилота и заключительной серии. Стоит заметить, именно поставленные Ноланом серии — лучшие во всём сериале, так что он ещё и весьма талантливый постановщик. Но вместе со своей любовью к сложному запутанному сюжету, нелинейностью, неожиданными поворотами сюжета и множественными персонажами-хамелеонами, Нолан привносит в сериал и фирменные дыры в сюжете, несостыковки, удивительные совпадения (deus ex machina), странное поведение и порой чрезмерный пафос, свойственные всему, за что берутся братья Ноланы. Раду крутого сюжетного поворота они всегда легко жертвовали логикой и реализмом: Как человек может в один прекрасный момент попросту не потеряться, если у него каждые пять минут пропадает память? (Memento) Как два одинаковых челвоека могут благополучно скрывать существование одного из них от самых близких женщин, регулярно находящихся в предельной близости от них? (Престиж) Как учёный, хоть и гениальный, смог наклепать огромное количество всяких гаджетов, оружия и машин в одиночку, да ещё и скрыть это ото всех? (Бэтмен: Начало) Как Джокер протащил кучу бочек со взрывчаткой на паромы, хотя он вообще не знал заранее, что буду эти паромы и всё такое? (Тёмный рыцарь) Как можно создавать сны, подключаясь в вену? (Начало, над этим фильмом Джонатан не работал) Как? Вообще, как?! Бред на бреде же! (Тёмный рыцарь: Возрождение легенды) Почему в будущем, когда люди дошли до такого уровня прогресса, когда возможно создавать абсолютно неотличимых от человека андроидов, они, судя по всему, абсолютно не продвинулись во всём остальном и используют этих андроидов для парков развлечения? (Мир Дикого запада) Само собой, это неединственный вопрос, который вызывает фильм, их там вообще куча, но всё же в этот мир веришь.
Ещё один приятный нолановский штришок — время от времени звучащая музыка группы Radiohead с одного из их лучших (а как по мне, так лучшего) альбома «OK Computer». Ноланы любят эту группу, изначально предполагалось, что песня «Paranoid Android» с этого альбома будет звучать на финальных титрах в «Memento», но тогда на это не хватило денег из бюджета фильма. В этот же раз хватило, причём не только на это, но и, допустим, на «Paint It, Black» The Rolling Stones. И исполняется это всё в замечательных стилизованных аранжировках.
Что касается философских вопросов, моралей и смыслов, заложенных в фильме, придавать им особого смысла, всё же, не стоит, ничего по-настоящему умного, конечно, этот сериал не содержит, потому что несёт чисто развлекательную функцию и рассказывает зрителю сложную, но увлекательную историю. И всё же чуть ли не впервые был поднят вопрос, который в умеренно далёком будущем, возможно, будет для нас, людей, актуален. Ведь, вдохновляясь видеоиграми (любой, кто играл в BioShock Infinite, почувствует явные схожести, которые сам Нолан и не отрицает), Джонатан Нолан продемонстрировал существование персонажей видеоигр, чьи действия не зависят от присутствия или отсутствия игрока, у них нету сопоставимого с нашим разума, но всё же они ведут свою «жизнь», занимаясь рутинными делами, одним за другим, раз за разом повторяя цикл. И последовательность в рамках этого цикла с развитием игр становится всё сложнее, алгоритмы, вариативности усложняются. Персонажи уже самостоятельно могут принимать серьёзные решения. И искусственный интеллект, которого массовый зритель боится ещё со времён «Терминатора», может развиваться и таить себе угрозу не в материальном мире, не в виде машин, а в виде развлечение, которые в какой-то момент могут оказаться умнее того, кого они развлекают. А поскольку их цель существования — развлечение, они могут поставить себе цель не отпускать более слабого по уровню разумности развлекаемого.
В общем и целом, сериал хороший, и даже более чем. И сделано хорошо, и совершенно китчевая затея не отразилась на качестве.
Продление сериала на второй сезон на данный момент нельзя назвать ни хорошей ни плохой новостью. Непонятно, что будет дальше. Другой парк? Другие персонажи, сюжет? Или продолжение этого? Кристофер Нолан, кажется, отстоял своё право считать историю фильма «Начало» закрытой, хотя продюсеры настойчиво требовали продолжения и создания прибыльной франшизы. Что же со своим творением сделает Джонатан? Финал этой истории пока что предлагаю считать открытым, как братья любят.

рейтинг кинопоиска: 8.133
оригинальное название: Westworld
год: 2016
премьера: 2 октября 2016
время: 60 мин.
слоган: «Where Life Begins»
страна: США
бюджет: $100 000 000
актёры: Джеймс Марсден, Джеффри Райт, Луис Хертэм, Люк Хемсворт, Сидсе Бабетт Кнудсен, Талула Райли, Тэнди Ньютон, Эван Рэйчел Вуд, Эд Харрис, Энтони Хопкинс
режиссер: ...Джонатан НоланДжонни КэмпбеллФред Туа
награды: Лучшая актриса второго плана мини-сериала или фильма на ТВ, Лучшая женская роль на ТВ (драма), Лучший драматический сериал

Смотрите также:

Теги: 2016, США

Об авторе Admin